(автор неизвестен)

Увы, но многие тренеры и штангисты довольно отрицательно относятся к хорошему, сильному подбиву, приводящему к высокоамплитудному верхнему "крючку" в S-образной траектории подъёма штанги с помоста. Некоторые спортивные специалисты именуют это высокоамплитудное искривление траектории "набросом", "накидыванием" и другими названиями.
Представление о вреде "набросов" обычно бывает свойственно сторонникам прямолинейной траектории подъёма штанги с помоста. Они базируют своё представление на той закономерности, что кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая, и упорно не хотят понять, что данная закономерность неприложима к подъёму человеком штанги с помоста: ведь двигательная система человека устроена вовсе не по принципу "цилиндр-поршень", а представляет собой гибкое сочленение из нескольких рычагов с закреплёнными на них двигателями разной силы. Сторонники прямолинейности подъёма штанги с помоста никак не могут взять в толк, что в условиях гравитации гнаться нужно не за краткостью траектории, а за максимальной высотой подъёма. Вообще, в условиях гравитации природа редко выбирает прямолинейные траектории в качестве наиболее выгодных - например, камень, брошенный горизонтально, летит вовсе не по прямой, а по параболе; шарик скатывается по наклонной плоскости быстрее всего в том случае, если сечением этой плоскости бывает не отрезок прямой, а циклоида определённой амплитуды.
Своё неприятие наброса эти специалисты объясняют тем, что амплитудно перемещающаяся в горизонтальном направлении штанга обязательно или улетит куда-нибудь вперёд от атлета, или же со всего маху ударит атлета в грудь так, что тот не встанет. Подобные опасения, конечно, совершенно беспочвенны.
Как известно, из биомеханики, разгоны по амплитудным кривым вовсе не приводят к самостоятельному поведению штанги, к её выходу из зоны действия обычных законов физики. Даже при самых высокоамплитудных своих движениях штанга вполне может оставаться органичным элементом системы "атлет-штанга" и быть потому без проблем контролируемой атлетом. Главное, чтобы при амплитудных горизонтальных перемещениях атлета и штанги выполнялось следующее условие: вертикальная проекция центра тяжести системы "атлет-штанга" не должна выходить за границы ступней атлета.
Чем же выгодны маховые, хлёстовые, амплитудные движения? Тем, что в них накапливается дополнительная энергия. Но откуда берётся эта энергия, то есть каково её происхождение? И каким образом она накапливается?
Дополнительная энергия - это энергия, во-первых, бицепсов бёдер, сгибающих ноги в коленях (данное сгибание вызывает подведение коленей под гриф, отчего перемещающиеся вперёд бёдра бьют своей передней поверхностью по грифу) и одновременно изменяющих положение туловища с наклонного на вертикальное. Во-вторых, это энергия ягодичных мышц, разгибающих тело атлета в тазобедренных суставах. И, наконец, в-третьих, это энергия мышц икр, поднимающих атлета на носки в самом начале подбива и тем самым перемещающих бёдра, поверхностью которых производится подбив, не только вверх, но ещё и вперёд. (При чисто же вертикальном подъёме работают, в основном, четырёхглавые мышцы бёдер, а бицепсы ног, мышцы ягодиц и икр напрягаются только в полсилы, подстраиваясь под работу четырёхглавых мышц).
Накапливается, запасается энергия перечисленных мышц за счёт придания снаряду дополнительной горизонтальной - горизонтальной относительно, прежде всего, самого тела атлета - скорости путём подталкивания снаряда вперёд телом или бёдрами. И поскольку руки не выпускают, продолжают удерживать снаряд, то это его горизонтальное (относительно, повторяю, самого атлета) перемещение переходит в кругообразное. Тем самым возникает центробежная сила, которую атлету остаётся только преодолеть. То есть атлету остаётся только удержать в руках потяжелевшую штангу (но ведь при статическом удержании можно развить существенно большую силу, чем при вертикальном разгоне) - и тогда штанга уже сама собой вылетает вверх на нужную высоту.
Известно, что чем выше скорость сокращения мышц, тем меньшую силу данные мышцы могут развить. И наоборот - чем скорость сокращения мышц ниже, тем большие усилия мышцы способны произвести. Понятно, что наибольшие усилия мышцы развивают вообще при отрицательных скоростях сокращения, то есть при своём принудительном растягивании. (Максимальные усилия у мышц ног бывают, видимо, при торможении тела в моменты приземления после спрыгивания со значительных возвышений). Соответственно, для разгонов спортивных снарядов или тела атлета есть все резоны использовать преимущества низкоскоростных или даже статических усилий. Штангисты тоже вполне могут использовать силовое преимущество низкоскоростных движений. Для чего им надо только хорошенько разогнать снаряд по окружности, а низкоскоростное усилие приложить на удержание, на преодоление возникающей при этом центробежной силы.
Свободный подлёт штанги от верхней точки подрыва-подбива на нужную для продолжения подъёма высоту требует не столь уж и большой начальной скорости. И особого труда разогнать её до такой скорости в горизонтальной плоскости не составляет: было бы только достаточное расстояние для этого разгона и не было бы трения. (Например, качели с забравшимися туда взрослыми людьми до приличной амплитуды раскачивает даже ребёнок - причём раскачивает не с земли, а с самих качелей, т.е. не за счёт прямого взаимодействия с опорой, а всего лишь путём игры с центром тяжести своего маленького тела). Вертикальный же разгон снаряда до нужной скорости весьма затруднителен из-за сопротивления веса самой штанги. Нужно быть очень сильным, чтобы придать штанге даже невысокую вертикальную скорость в процессе преодоления одновременно и её собственного веса, и веса тела атлета. А вот разгон штанги по кругообразной траектории позволяет как бы отделить подъём снаряда от придания ему скорости: разгон и скорость снаряда тут уже не зависят полностью от его подъёма (а также и от подъёма тела атлета). И это, естественно, приводит к заметной экономии усилий.
При техничном, при полном "раскрытии" атлета штанга подбивается резко выгибающимися в области тазового сочленения телом и бёдрами не просто вперёд, а именно вперёд-вверх, и это, обратным образом, приводит к непосредственному, к прямому отбиву тела назад-вниз-отбиву, который ещё больше ускоряет уход атлета под снаряд.
Почему гиревики никогда не рвут свой снаряд по прямой, по вертикальной траектории подъёма? Ответ на этот вопрос таков: гиревики рвут свой снаряд именно "набросом" по кривой исключительно потому, что такой "наброс" позволяет почти полностью использовать силу тех мышц ног, которые при чисто вертикальном подъёме напрягаются с относительно небольшой нагрузкой - и принятие этими мышцами на себя дополнительной нагрузки в итоге существенно экономит усилия основных поднимающих мышц, квадрицепсов.
Казалось бы, если с определённой силой ударить штангу бёдрами при подрыве, то штанга, описав дугу вверх, точно с такой же силой ударит атлета в грудь (толчок) или по кистям, либо по инерции продолжит своё движение и упадёт за голову - за спину (рывок). Однако на самом деле вся сила удара бёдрами уйдёт на подъём штанги, на перемещение её вверх. Ни на какие горизонтально направленные удары в верхних точках траектории энергии у штанги уже просто не останется. Я знаю, что многим штангистам в это очень трудно поверить, но таковы уж законы физики.